Пояснительная записка к учебному плану
дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
« Константиновская детская школа искусств » на 2013-2014 учебный год
Учебный план разработан на основе следующих документов:
Учебный план обеспечивает реализацию учебных программ четырех образовательных уровней:
Ø Начальное общее образование – от 1 до 3 лет и более 3 лет (младшие классы)
Ø Основное общее образование – от 1 до 5 лет и более 5 лет (старшие классы)
Ø Среднее (полное) общее образования – до 1 года (старшие классы)
Музыкальное отделение:
Уровень начального общего образования:
Ø 1 до 3 лет – 1 - 3 классы (младшие классы)
Ø более 3 лет – 1-4 классы (младшие классы)
Уровень основного общего образования:
Ø от 1 до 5 лет – 3- 5классы (старшие классы)
Ø от 1 до 5 лет - 5 – 7 классы (старшие классы)
Выпускники 7 класса 7 - летнего и выпускники 5 класса 5 - летнего обучения могут считаться закончившими полный курс школы.
В 8 класс 7 - летнего обучения и в 6 класс 5- летнего обучения по решению педагогического совета зачисляются обучающиеся:
Ø проявившие способности и склонность к продолжению образования;
Ø на основании заявления родителей.
Введение учебных планов ОП ранней профессиональной ориентации позволит создать реальные условия эффективного развития и обучения детей и подростков, обладающих способностями для дальнейшего обучения профессионального образования в сфере искусства.
Количественный состав групп по сольфеджио и музыкальной литературе в 7 – 8 летнем курсе обучения в среднем - 5 человек (в школах с контингентом менее 100 человек), 5 – 6 летнем курсе обучения в среднем - 5 человек.
Количественный состав по ритмике в среднем -5 человек (в школах с контингентом менее 100 человек).
Количественный состав групп: по хору в среднем – 10 человек;
по оркестру и ансамблю в среднем - 6 человек.
Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, импровизация, композиция, другой музыкальный инструмент, сольное пение, вокальный ансамбль и др.
Музицирование предполагает: чтение нот с листа, ансамбль, аккомпанемент, транспонирование, подбор по слуху.
Помимо преподаватеельских часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотеть:
Ø концертмейстерские часы (для проведения занятий с хорами);
Ø концертмейстерские часы для проведения занятий по ритмике;
Ø для проведения групповых сводных занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводными занятиями (по 2 часа в месяц).
*По решению администрации школы, педагогического совета, с учетом пожелания обучающегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
Учебные планы состоят из двух частей – инвариантной (неизменной) и вариативной:
Инвариаитная часть – комплекс обязательных для изучения дисциплин (минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределённое по классам):
В классах инструментального исполнительства – музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, ансамбль, оркестр), предмет по выбору.
Комплекс обязательных для изучения предметов и объем часов, определяют полноту и интенсивность образовательного курса, что позволяет решить не только задачи выявления творческих способностей учащегося, но и сформировать навыки учебной деятельности, обеспечить овладение минимумом (гарантированным) знаний, умений, навыков, для продолжения образования (самообразования) и адаптации в современном культурном пространстве.
Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и учрежденческого компонентов, социокультурных особенностей и традиций.
Обеспечивает индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.
Школьный компонент:
- предмет по выбору вносит разнообразие в творческую деятельность обучающихся.
В учебном плане соблюдается преемственность в распределении часов по ступеням обучения:
- учебная нагрузка на обучающегося по годам обучения увеличивается постепенно, с учётом психофизических особенностей обучающихся;
- соблюдается преемственность по предметам учебного цикла. Знания и навыки по музыкальному инструменту дают возможность обучения предметам: «Музицирование», «Ансамбль», «Аккомпанемент»;
Максимально-допустимая учебная нагрузка на одного обучающегося согласуется с санитарными требованиями.
Учебные планы составлены таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации учебного процесса с учётом индивидуального подхода, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального образования.
Учебные планы образовательной программы художественно-эстетической направленности МБОУ ДОД КДШИ обеспечивают широту развития личности, учет индивидуальных потребностей каждого ребенка и отвечают следующим требованиям:
Ø Целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана (предметов), учебных программ;
Ø Сбалансированности (уравновешенности составляющих частей);
Ø Преемственности (последовательности образовательных программ, как выражения последовательности этапов развития личности);
Ø Динамичности (возможности переориентации обучающегося).
Образовательные маршруты обучающихся. Согласно учебному плану школы, обучающиеся музыкального отделения должны получать следующий базовый комплекс учебных дисциплин:
Музыкальное отделение:
Фортепианное отделение:
(чтение нот с листа) (2-7 классы)
ансамбль - (2-5 классы)
аккомпанемент - (6-7 классы)
Отделение народных инструментов (баян, аккордеон, гитара)
Вокальное отделение, пятилетнее обучение
1. Специальность (1-5 классы)
2 Сольфеджио (1-5 классы)
Вокальное отделение, семилетнее обучение
1. Специальность (1-7 классы)
2. Сольфеджио (1-7 классы)
3 Музыкальная литература (с 4-7 классы)
4 Хор ( 1- 7 классы)
Художественное отделение
Учебный план обеспечивает реализацию учебных программ двух образовательных уровней
Уровень начального общего образования (семилетнее обучение):
Ø от 1 до 3 лет – 1 – 4 классы (старшие)
Основное общее образование:
Ø от 3 лет и более – 4-7 классы (старшие)
Уровень основного общего образования (четырехлетнее обучение):
Ø от 3 лет и более – 1-4 классы (старшие)
Уровень среднего (полного) общего образования (четырехлетнее обучение):
Ø до 1 года – 5 класс (старшие классы)
Выпускники 4 (4 летнее обучение), 7 (семилетнее обучение) класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
В 5 класс 4 - летнего обучения по решению педагогического совета зачисляются обучающиеся:
Ø проявившие способности и склонность к продолжению образования;
Ø на основании заявления родителей.
Занятия в школе групповые, количественный состав групп в среднем 5-7 человек (предельная наполняемость 10 человек).
Предмет по выбору для обучающихся уровня начального общего образования может включать в себя следующий перечень предметов: конструирование, вышивка, лоскутное шитье, оригами.
Предмет по выбору для обучающихся уровня основного общего образования может включать в себя: графика, компьютерная графика, дизайн, лоскутное шитье, композиция прикладная.
Учебные планы состоят из двух частей – инвариантной (неизменной) и вариативной:
Инвариантная часть – комплекс обязательных для изучения дисциплин (минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределённое по классам):
Вариативная часть (предмет по выбору) обеспечивает реализацию федерального и учрежденческого компонентов, социокультурных особенностей и традиций. Обеспечивает индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.
Школьный компонент:
В учебном плане соблюдается преемственность и распределение часов по ступеням обучения:
Ø учебная нагрузка на обучающегося по годам обучения увеличивается постепенно с учетом психофизических особенностей обучающихся;
Ø соблюдается преемственность по предметам учебного цикла;
Ø знания и навыки по рисунку, живописи и скульптуре дают возможность обучения предметам: композиция станковая и композиция прикладная, беседы об изобразительном искусстве.
Максимально допустимая учебная нагрузка на одного обучающегося согласуется с санитарными требованиями.
Учебные планы составлены таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации учебного процесса с учётом индивидуального подхода, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального образования.
Учебные планы образовательной программы художественно-эстетической направленности МБОУ ДОД КДШИ обеспечивают широту развития личности, учет индивидуальных потребностей каждого ребенка и отвечают следующим требованиям:
Ø Целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана (предметов), учебных программ;
Ø Сбалансированности (уравновешенности составляющих частей);
Ø Преемственности (последовательности образовательных программ, как выражения последовательности этапов развития личности);
Ø Динамичности (возможности переориентации обучающегося).
Образовательные маршруты обучающихся. Согласно учебному плану школы, обучающиеся художественного отделения должны получать следующий базовый комплекс учебных дисциплин.
Семилетнее обучение
В первом, втором, третьем классах - основы изобразительной грамоты, прикладное искусство, лепка.
В четвертом, пятом, шестом, седьмом классах – рисунок, живопись, композиция станковая, композиция прикладная, скульптура, беседы об изобразительном искусстве.
Четырехлетнее обучение
В первом, втором, третьем, четвертом, (пятом) классах – рисунок, живопись, композиция станковая, композиция прикладная, скульптура, беседы об изобразительном искусстве
В конце учебного года в июне месяце для 4, 5, 6 классов может быть предусмотрена летняя практика (пленэр) в количестве 36 учебных часов. Часы, отведенные под пленэр, могут использоваться для проведения занятий в различные периоды учебного года (в том числе, в июне месяце). Учебные часы могут быть рассредоточены в течение всего учебного года.
Хореографическое отделение
Учебный план обеспечивает реализацию учебных программ двух образовательных уровней
Уровень начального общего образования (семилетнее обучение):
- от 1 до 4 лет – 1 – 4 классы (младшие)
Основное общее образование:
- от 3 лет и более – 5-7 классы (старшие)
Уровень основного общего образования (пятилетнее обучение):
- от 1 до 3 лет – 1-3 классы (младшие)
от 3 лет и более – 3-5 классы (старшие)
Программа среднего (полного) общего образования не реализуется.
Выпускники 5 (5 летнее обучение), 7 (семилетнее обучение) класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
Занятия в школе групповые, количественный состав групп в среднем 6 человек (предельная наполняемость 13 человек).
Предмет по выбору для обучающихся уровня начального общего образования может включать в себя следующий перечень предметов: современный танец, музыкальный инструмент, гимнастика.
Предмет по выбору для обучающихся уровня основного общего образования может включать в себя: современный танец, музыкальный инструмент, гимнастика, степ.
Учебные планы состоят из двух частей – инвариантной (неизменной) и вариативной:
Инвариантная часть – комплекс обязательных для изучения дисциплин (минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределённое по классам):
Вариативная часть (предмет по выбору) обеспечивает реализацию федерального и учрежденческого компонентов, социокультурных особенностей и традиций. Обеспечивает индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.
Школьный компонент:
В учебном плане соблюдается преемственность и распределение часов по ступеням обучения:
Ø учебная нагрузка на обучающегося по годам обучения увеличивается постепенно с учетом психофизических особенностей обучающихся;
Ø соблюдается преемственность по предметам учебного цикла;
Ø знания и навыки по рисунку, живописи и скульптуре дают возможность обучения предметам: композиция станковая и композиция прикладная, беседы об изобразительном искусстве.
Максимально допустимая учебная нагрузка на одного обучающегося согласуется с санитарными требованиями.
Учебные планы составлены таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации учебного процесса с учётом индивидуального подхода, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ребёнка и тем самым даст возможность большему количеству детей включиться в процесс музыкального образования.
Учебные планы образовательной программы художественно-эстетической направленности МБОУ ДОД КДШИ обеспечивают широту развития личности, учет индивидуальных потребностей каждого ребенка и отвечают следующим требованиям:
Ø Целостности (внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана (предметов), учебных программ;
Ø Сбалансированности (уравновешенности составляющих частей);
Ø Преемственности (последовательности образовательных программ, как выражения последовательности этапов развития личности);
Ø Динамичности (возможности переориентации обучающегося).
Образовательные маршруты обучающихся. Согласно учебному плану школы, обучающиеся художественного отделения должны получать следующий базовый комплекс учебных дисциплин.
Семилетнее обучение
В первом, втором, третьем, четвертом классах – классический танец, гимнастика, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, ритмика и танец, слушание музыки и музыкальная грамота, музыкальная литература, сценическая практика, предмет по выбору.
В пятом, шестом, седьмом классах – классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, беседы о хореографическом искусстве, слушание музыки и музыкальная грамота, музыкальная литература, сценическая практика, предмет по выбору.
Пятилетнее обучение
В первом, втором, классах – классический танец, гимнастика, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, ритмика , слушание музыки и музыкальная грамота, музыкальная литература, сценическая практика, предмет по выбору.
В третьем, четвертом и пятом классах - классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, ритмика , слушание музыки и музыкальная грамота, музыкальная литература, беседы о хореографическом искусстве, сценическая практика, предмет по выбору.
Режим занятий в школе с 08.00 до 20.00. Количество учебных недель составляет 35 недель в год для всех классов по всем предметам. Время каникул соответствуют каникулярному времени в общеобразовательных школах. Количество учебных недель для 1 класса (возраст 6 лет) составляет 34 недели в год.
Художественное отделение, четырехлетнее обучение
№ п/п |
Уровень |
Основное общее образование | |||
|
Нормативный срок освоения |
От 3 лет и более | |||
|
Учебный предмет |
Кол-во часов в неделю | |||
|
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл.-5 кл. | |
1. |
Рисунок |
3 |
3 |
3 |
3 |
2. |
Живопись |
3 |
3 |
3 |
3 |
3. |
Композиция станковая |
1.5 |
1.5 |
1.5 |
1.5 |
4. |
Композиция прикладная |
1.5 |
1.5 |
1.5 |
.15 |
5. |
Скульптура |
2 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Беседы об изобразительном искусстве |
1 |
1 |
1.5 |
1.5 |
|
Всего часов: |
12 |
12 |
12.5 |
12.5 |
Всего часов за год |
420 |
420 |
437.5 |
437.5 |
Художественное отделение (ФГТ)
№ п/п |
Уровень |
Начальное общее образование | ||
|
Нормативный срок освоения |
От 1 до 3 лет | ||
|
Учебный предмет |
Кол-во часов в неделю | ||
|
1кл. |
2кл.
|
3кл
| |
1. |
Основы изобразительной грамоты ирисование |
2 |
2 |
2 |
2. |
Прикладное творчество |
2 |
2 |
2 |
3. |
Лепка |
2 |
2 |
2 |
4. |
Беседы об искусстве |
1 |
1 |
1 |
|
Всего часов: |
7 |
7 |
7 |
Всего часов за год |
238 |
245 |
245 |
Музыкальное отделение
№п\п |
уровень |
Начальное общее образование |
Основное общее образование | ||||||||||
|
Нормативный срок освоения |
От 1 до 3лет |
Более 3 лет |
От 1 до 3 лет
| |||||||||
|
|
Количество часов в неделю |
Количество часов в неделю | ||||||||||
5 летняя ОП |
7 летняя ОП |
5 летняя ОП |
7 летняя ОП | ||||||||||
|
Музыкальный инструмент |
1кл |
2кл |
1кл. |
2кл. |
3кл. |
4кл. |
3кл. |
4кл. |
5кл. |
5кл. |
6кл. |
7кл. |
1. |
Фортепиано- 7 летняя ОП, Баян, аккордеон, гитара -5 летняя ОП) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2 |
1,5 |
1,5 |
2 |
3. |
Хор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Музыкальная литература |
|
1 |
|
|
|
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
5. |
Ритмика |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Ансамбль |
|
0,5 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Всего часов в неделю |
5.5 |
6 |
5.5 |
5.5 |
5.5 |
6.5 |
7 |
7 |
7.5 |
6 |
6 |
6 |
|
Всего часов за год |
192.5 |
210 |
192.5 |
192.5 |
192,5 |
227.5 |
245 |
245 |
262.5 |
210 |
210 |
210 |
Музыкальное отделение, пятилетнее обучение
№п\п |
уровень |
Начальное общее образование |
Основное общее образование | |||
|
Нормативный срок освоения |
От 1 до 3 лет |
От 1 до 3 лет | |||
|
|
Количество часов в неделю |
Количество часов в неделю | |||
5 летняя ОП |
5 летняя ОП | |||||
|
Музыкальный инструмент |
1кл |
2кл |
3кл. |
4кл. |
5кл. |
1. |
Вокал -5 летняя ОП) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2 |
3. |
Хор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Музыкальная литература |
|
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
5. |
Предмет по выбору (Ритмика) |
1 |
|
|
|
|
|
Всего часов в неделю |
5.5 |
5.5 |
6 |
6 |
6,5 |
|
Всего часов за год |
192,5 |
192,5 |
210 |
210 |
227,5 |
Музыкальное отделение, семилетнее обучение
№п\ |
уровень |
Начальное общее образование | |||
|
Нормативный срок освоения |
Более 3 лет | |||
|
|
Количество часов в неделю | |||
7летняя ОП | |||||
|
Музыкальный инструмент |
1кл |
2кл |
3кл. |
4кл. |
1. |
Вокал |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
3. |
Хор |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Музыкальная литература |
|
1 |
1,5 |
1,5 |
5. |
Предмет по выбору (Ритмика) |
1 |
|
|
|
|
Всего часов в неделю |
5,5 |
5,5 |
6 |
6 |
|
Всего часов за год |
192,5 |
192,5 |
210 |
210 |
Хореографическое искусство
№п\п |
уровень |
Начальное общее образование | |||||
|
Нормативный срок освоения |
От 1 до 3 лет |
Более 3 лет | ||||
|
|
Количество часов в неделю | |||||
5 летняя ОП |
7 летняя ОП | ||||||
|
|
1кл |
2кл |
1кл. |
2кл. |
3кл. |
4кл. |
1. |
Классический танец |
3,5 |
3 |
3,5 |
3 |
3 |
3 |
2. |
Гимнастика |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
3. |
Народно-сценический танец |
|
2 |
|
|
2 |
2 |
4. |
Историко бытовой и современный бальный танец |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5. |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Ритмика , ритмика и танец |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
7. |
Слушание музыки музыкальная грамота |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Музыкальная литература |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Сценическая практика |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
10. |
Предмет по выбору (Современный танец) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Всего часов в неделю |
8,5 |
9 |
8,5 |
9 |
9 |
9 |
|
Всего часов за год |
297,5 |
315 |
297,5 |
315 |
315 |
315 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД КДШИ
________________ И. М. Плющенко
"____" _______________ 2013 г.
Нормативный срок обучения – 8 лет
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов |
Наименование частей, предметных областей, учебных предметов и разделов |
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия (в часах) |
Промежуточная аттестация (по полугодиям)2) |
Распределение по годам обучения | ||||||||||
Трудоемкость в часах |
Трудоемкость в часах |
Групповые занятия |
Мелкогрупповые занятия |
Индивидуальные занятия |
Зачеты, контрольные уроки |
Экзамены |
1кл |
2кл |
3кл |
4кл |
5кл |
6кл |
7кл |
8кл | ||
Количество недель аудиторных занятий | ||||||||||||||||
32 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 |
33 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
Структура и объем ОП |
4482-53381) |
1959-2387 |
2523-2951 |
|
|
| |||||||||
|
Обязательная часть |
4482 |
1959 |
2523 |
|
|
Недельная нагрузка в часах | |||||||||
ПО.01. |
Художественное творчество |
3752 |
1745 |
2007 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
ПО.01.УП.01. |
Основы изобразительной грамоты и рисование |
392 |
196 |
|
196 |
|
2,4 |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
ПО.01.УП.02. |
Прикладное творчество |
294 |
98 |
|
196 |
|
2,4,6 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
ПО.01.УП.03. |
Лепка |
294 |
98 |
|
196 |
|
2,4,6 |
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
ПО.01.УП.04. |
Рисунок 3) |
891 |
396 |
|
495 |
|
7,9,11, 13,15 |
8,10,12,14 |
|
|
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
ПО.01.УП.05. |
Живопись |
957 |
396 |
|
561 |
|
8,10,12,16 |
14 |
|
|
|
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
ПО.01.УП.06. |
Композиция станковая |
924 |
561 |
|
363 |
|
7,9,11, 13,15 |
8,10,12,14 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
ПО.02. |
История искусств |
477 |
214 |
263 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
ПО.02.УП.01. |
Беседы об искусстве |
147 |
49 |
98 |
|
|
2,4,6 |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
ПО.02.УП.02. |
История изобразительного искусства |
330 |
165 |
|
165 |
|
8,10,12,14 |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: |
|
|
2270 |
|
|
7 |
7 |
7 |
9 |
9 |
9 |
10 |
11 | |||
Максимальная нагрузка по двум предметным областям: |
4229 |
1959 |
2270 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
ПО.03. |
Пленэрные занятия4) |
140 |
|
140 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
ПО.03.УП.01 |
Пленэр |
140 |
|
|
140 |
|
8,10,12,14,16 |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Аудиторная нагрузка по трем предметным областям: |
|
|
2410 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Максимальная нагрузка по трем предметным областям: |
4369 |
1959 |
2410 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям: |
|
|
|
34 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
В.00. |
Вариативная часть5) |
856 |
428 |
428 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
В.01. |
Композиция прикладная |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
В.02. |
Графическая композиция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: |
5225 |
2387 |
2838 |
|
|
8 |
8 |
8 |
11 |
11 |
11 |
12 |
13 | |||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:6) |
|
|
|
|
|
13,5 |
13,5 |
13,5 |
21 |
21 |
21 |
25 |
26 | |||
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: |
|
|
|
44 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
К.04.00 |
Консультации |
113 |
- |
113 |
|
|
Годовая нагрузка | |||||||||
К.04.01. |
Основы изобразительной грамоты и рисование |
|
|
|
6 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
К.04.02. |
Прикладное творчество |
|
|
|
6 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
К.04.03 |
Лепка |
|
|
|
6 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
К.04.04. |
Рисунок |
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
К.04.05. |
Живопись |
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
К.04.06. |
Композиция станковая |
|
|
|
40 |
|
|
|
|
|
|
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
К.04.07. |
Беседы об искусстве |
|
|
3 |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
К.04.08. |
История изобразительного искусства |
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
А.05.00. |
Аттестация |
Годовой объем в неделях | ||||||||||||||
ПА.05.01. |
Промежуточная (экзаменационная) |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
ИА.05.02. |
Итоговая аттестация |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
ИА.05.02.01. |
Композиция станковая |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИА.05.02.02. |
История изобразительного искусства |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Резерв учебного времени7) |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Пояснительная записка к учебному плану
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства «Живопись»
на 2013-2014 учебный год
1. В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор школы предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разработана школой самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый школой на занятия преподавателя с обучающимся, составляет не более 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части запланирован до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании «Вариативной части» школой, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий, учитывались исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2. В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» - и четные и нечетные полугодия с 9 по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия школой установлено самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. Оценки по предметам выставляются и по окончании четверти.
3. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
4. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год.
5. Объем максимальной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю, аудиторная нагрузка – 14 часов.
6. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени составлен из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Прикладное творчество – 1 час в неделю;
Лепка - 2 часа в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – 2 часа в неделю;
Беседы об искусстве – 1 час в неделю.
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД КДШИ
И. М. Плющенко
подготовки детей к обучению в Константиновской детской школе искусств
(для учащихся, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 5 лет)
Предлагаемый учебный план рекомендуются для отделений раннего эстетического развития и отделений подготовки детей к обучению в детской школе искусств.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ. Кроме того, раннее музыкально-эстетическое воспитание дает результаты в развитии способностей ребенка намного более эффективные и устойчивые, чем обучение с 7-8 лет.
Одна из первостепенных задач дошкольного обучения в детских школах искусств – выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование музыкально-эстетических навыков является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков.
В связи с тем, что в системе детского художественного образования Министерства культуры Российской Федерации используются организованные формы обучения детей дошкольного возраста, при организации образовательного процесса на отделениях раннего эстетического развития и отделениях подготовки детей к обучению в детской школе искусств необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.
1. Учащиеся должны посещать школу не более 3-х раз в неделю.
2. Оптимальное время для занятий с учащимися дошкольного возраста – дневное время с 10 до 12 часов или вечернее время с 17 до 18.30.
3. Продолжительность непрерывных занятий – от 35 минут (для учащихся 5 лет) до 45 минут (для учащихся 6 лет).
4. Количество занятий в день – не более 3-х.
5. Основными в обучении дошкольников являются комплексные занятия, использующие различные виды учебной деятельности в игровой форме.
6. Группы должны комплектоваться по возрасту учащихся.
7. Аудитории, предоставляемые для занятий с дошкольниками, должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика*, кроме того, данные аудитории должны быть оснащены соответствующей мебелью и средствами обучения.
Для выполнения данных требований предлагаются следующие примерные учебные планы.
№ п/п |
Наименование предмета |
Количество уроков в неделю |
1. |
Гимнастика |
1 |
2. |
Ритмика |
1 |
3. |
Изо |
1 |
4. |
Подготовка концертных номеров |
1 |
5. |
Английский язык |
1 |
|
Всего уроков в неделю |
5 |
1. Продолжительность уроков – 35-45 минут. В соответствии СаНПиН
2. Для профилактики утомления детей в середине урока необходимо применять смену вида активности детей.
3. Занятие, на которое отводится 1 урок, может проводиться частями в разное время или разделяться внутри 10-минутным перерывом.
4. Общий объем учебной нагрузки не должен превышать 5 уроков в неделю.
5. Количественный состав групп - в среднем 10 человек.
6. Примерный перечень предметов по выбору:
l рисование и лепка
l иностранный язык
l хореография (ритмика, гимнастика, постановка концертных номеров)
.
Собственные методические образовательные документы образовательным учреждением для обеспечения образовательного процесса не разрабатываются.
* Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
Учебный план школы